Домашняя бухгалтерия. Мой опыт!

Обновлено:

Решение вести учет денежных средств или домашнюю бухгалтерию ко мне пришло после того, как я задумался над такой ситуацией: в течение трёх лет работы в американо-датской компании во второй половине девяностых годов я вполне прилично зарабатывал, но деньги каким-то образом как приходили, так и уходили. И по большому счету, я ничего путного за всё это время не приобрёл.

И вот, когда фирма закрылась, и я стал снова искать работу, с деньгами стало туговато. Некоторые запасы были, но они неумолимо таяли. Но вот более-менее нормальную работу я нашёл, с финансами наступила стабильность, и мне стало интересно, а куда же деваются деньги?

Так как на тот момент у меня дома компьютера не было, я просто каждый день стал в тетради записывать свои расходы. А потом, в конце недели, подсчитывал общую сумму. И картина постепенно стала проясняться.

После того, как обзавелся компьютером, начал считать денежки в Excel. Уже стало удобней анализировать и группировать расходы. По доходу вопросов не возникало, т.к. доход был один – основная работа. Через некоторое время, когда начал работать в программе 1С, то стал использовать «1С:Деньги 7.7».

Поначалу я учитывал в расходах каждый рубль, а потом, с постепенным ростом цен, стал округлять до десятки. На сегодняшний день я уже считаю в сотнях. Расходы я вношу в программу каждую неделю в субботу (первый выходной день). А т.к. я, благодаря этому учету, знаю, сколько денег мне нужно в неделю на текущие расходы, то и «выдаю» себе зарплату на эту сумму. Остальные деньги лежат отдельно от кошелька, чтобы не было соблазна на «непредвиденные расходы».

Итак, как же я классифицирую денежные потоки?

Начну с «малоприятного», т.е. с приятного, но его мало :) А именно, с доходов. Тут всё просто. Основной доход – это, конечно же, зарплата. Также есть проценты с банковских депозитов, и иногда случается подработка.

Доходы Зарплата
Проценты
Подработка

А всё «неисчислимое» количество расходов я, для начала, разделил на три группы по принципу, как часто они происходят.

Первое – это то, что я оплачиваю раз в месяц. Но каждый месяц, обязательные платежи. А то выселят или отключат :)

1. Ежемесячные Квартплата
Электроэнергия
Телефон
Интернет

Второе – обычные расходы, которые я делаю или каждый день, или они бывают в течение недели или месяца.

2. Текущие Продукты
Транспорт
Корм
Мобильный

Раньше я обеды в столовой на работе заносил в отдельную графу, но потом перенёс в «Продукты», т.к. не каждый день там ем, иногда беру еду с собой из дома. В общем, не увидел в таком разделении особого смысла.

А третье – это уже либо случайные траты, либо расходы один или несколько раз в год.

3. Эпизодические Алкоголь
Здоровье
Имидж
Компьютер
Медицина
Налог
Обучение
Одежда/обувь
Отдых
Подарки
Праздник
Прочее
Ремонт
Техника
Хозтовары

Алкоголь – сюда я включаю не только стоимость самого спиртного, но и закуску, и соки-воды. Их, конечно, можно было бы отнести в графу «Продукты». Но тут я задаю себе вопрос: «А купил бы я это, если бы не питие?» Ведь, когда выпьешь, то хочется и того, и этого, о чём в обычный день подумаешь, прежде чем купить.

Здоровье – это, по большому счёту, лекарства.

Имидж – парикмахерская, мужской парфюм. Раньше был ещё солярий, теперь с ним завязал.

Прочее – это всякая всячина, которую ни к какой графе не прикрепишь, но денежка на неё всё же уходит. Например, выручить соседа :)

Как только я совершал покупку, то вечером я заносил сумму и категорию в смартфон. Хотя, в последнее время ещё больше обленился, и облегчил себе жизнь: просто собираю чеки или квитанции, и, если надо, то делаю на них пометки, чтобы что-то не забыть.

Отдельная тема про продукты. Т.к. я покупаю их почти каждый день, это постоянный расход, то я его в программу ежедневно не заношу, а просто в конце недели считаю, сколько у меня наличных было в начале, и сколько сейчас осталось за вычетом трат на другие категории.

Например, было 4 000, осталось 1 000. И на неделе я покупал только транспортную карту за 1800 руб. Значит, на продукты ушло 4000 – 1800 – 1000 = 1200 рублей.

Т.к. деньги приходят и уходят, и налом и по безналу, то, естественно, я использую разные счета:

Наличные – деньги на повседневные нужды, которые лежат в кошельке. Обычно это сумма на неделю.

Временный – это тоже наличные деньги, но лежат они отдельно и предназначены на срочные непредвиденные расходы. Сумма равна месячным затратам.

Дебетовая карта – с неё я оплачиваю ежемесячные расходы, делаю покупки через интернет.

Кредитная карта – оформил её, когда подвернулась возможность выгодно вложить средства, а денег негде было взять. Сейчас иногда использую её, но с учётом льготного, т.е. беспроцентного, периода. Так сказать, занимаю до получки, если случается выгодное предложение.

Банковский счёт – тут на депозите я держу деньги, как минимум, в размере «подушки безопасности». Это такая сумма, на которую я могу нормально прожить не менее полугода, если вдруг потеряю работу. А проценты по вкладу хоть как-то смягчают убытки от инфляции.

А самое в этом главное: такой учёт не означает, что я экономлю каждый рубль. Просто я знаю, сколько мне в данный момент нужно на жизнь. А бюджет – это добрый помощник и защитник от тех трат, которые могут ударить по карману. Желаю всем положительного сальдо!

Свою домашнюю бухгалтерию я веду в программе «1С:Деньги 7.7». Эта версия уже устарела, сейчас, продукты «1С» уже с версией 8.2. Досталась же она мне, как говорится, «по случаю». Решил поставить и попробовать. А так бы я не стал её покупать для этих целей!

По большому счёту, программа удобная, если умеешь работать в других программах «1С». Лично я хорошо знаю по роду своей деятельности «1С:Торговля и склад».

Существенным минусом программы для меня является то, что при расчёте бюджета на следующий месяц нужно вводить точную сумму, которую планируется получить. А у меня зарплата, например, когда я работал в универсаме, была оклад минус вычеты по итогам инвентаризации, так что точную сумму я никогда не знал. А в процентном отношении расходов к доходу программа почему-то не делает. Или я плохо искал! Поэтому такие вещи я из 1С копирую в Excel, и уже там довожу до ума.

ЗЫ: Люди считайте свои деньги, всем удачи!

8 комментариев

Аватар комментатора Александр Автор: Александр

В наше трудное время просто необходимо вести домашнюю бухгалтерию.

Аватар комментатора Владимир Автор: Владимир

Я тоже больше года веду учет расходов - очень помогает. когда начинал, перепробовал несколько программ и пришел к таким выводам: 1. программа учета расходов должна быть не установленной на компьютере, а обязательно из онлайн-версий,(так на много удобней), 2.она должна быть бесплатной, 3. должна уметь составлять графики отчетов. Сейчас пользуюсь cервисом drebedengi.ru - рекомендую. И для Татьяны: вы немножко ошибаетесь, ведь расходы записываются по "категориям" которые вы сами можете создавать. Создайте категорию "на мужа" например, и записывайте суммы кот. вы тратите чтобы побаловать любимого.

Аватар комментатора Светлана Автор: Светлана

Отличная статья. Автору зачет! И самое главное, для меня, своевременная. Много раз говорила себе: Веди учет деньгам! Но не доходили руки, а потому что хватало). И пришел час "ИКС", когда круто изменились обстоятельства, и как сейчас я отчетливо понимаю, что планирование семейного бюджета, это не просто слова, а жизненно необходимое действие!, которым не надо пренебрегать. Советы Владимира беру себе на вооружение.

Аватар комментатора Феликс Демьянченко Автор: Феликс Демьянченко

Хорошая статья! Особенно поучительная для тех, кто вечно ходит без денег, постоянно занимает до зарплаты, а сам в это время расходует свои средства непонятно на что, например, на бухло)) хотя мог бы избежать этих трат, не занимать до получки, планировать свою бюджет и быть при собственных деньгах! Также в тексте увидел информацию про использование кредитной карты с беспроцентным сроком кредитования, это хорошее на самом деле банковское предложение, но только в умелых руках, как правило такие карты имеют льготный период кредитования на 60-100 дней, но в первую очередь они, конечно же, рассчитаны на то, что человек выйдет за рамки этого срока, чтобы насчитать ему сумасшедшие проценты, так как кредитовать под 0% процентов сами понимаете - не выгодно! Поэтому такими финансовыми инструментами нужно в первую очередь пользоваться людям - не транжирам, а во-вторую очередь, только людям умеющим принимать взвешенные выгодные для себя решения, иначе, вы рискуете организовать себе еще одну кабалу!

Аватар комментатора Игорь Колпаков Автор: Игорь Колпаков

"ЗЫ: Люди считайте свои деньги, всем удачи!" Считайте свои деньги призывает автор и правильно делает, как говорится: "Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет" потому что не считает свои расходы и не понимает сколько куда тратит и почему вечно не хватает денег от зарплаты до зарплаты, да еще и занимать приходится! Относится это ко многим за исключением может незащищенных слоев населения, которым действительно не хватает на месяц, это конечно проблема, но и им нужно считать свои расходы. Потому что в эпоху потребления всем вокруг производите товаров и услуг навязывают потребление оных, причем бесконтрольное! Сами подумайте как можно купить Айфон который стоит как три твоих зарплаты:) а это сплошь и рядом оглянитесь, возможно это Вы! Но увидел у автора недочет, на мой взгляд он сильно округляет и не разносит товарные группы, вот он пишет: "Алкоголь – сюда я включаю не только стоимость самого спиртного, но и закуску, и соки-воды." и это я так понимаю ко многим группам относится и не дает при анализе расходной части полной картины. Потому что основная суть этого анализа, который нужно проводить время от времени, это выявление того потребления которое можно снизить или исключить вовсе, что бы перекинуть высвободившиеся деньги на другие нужды. К примеру вы за три месяца выявили что тратите на шоколадки и кофе (в день 150 рублей, в неделю, если умножить на три месяца это получится 13500) 13500, если бы сократили потребление или вовсе отказались на следующие три месяца от сладостей и кофе, то могли бы купить кофемашину (7000 рублей) и капсул (2800) на три месяца вперед и у вас бы осталось еще 3700 и не нужно бегать в ближайшую кофейню в плохую погоду а наслаждаться кофе в любой день дома перед выходом на работу, чувствуете разницу)))) Что можно сделать анализирую свои расходы, вариантов множество все зависит от желания:) Всем удачи!

Аватар комментатора Александр Автор: Александр

Согласен с основными положениями статьи. По Excel рекомендую: видео.

Аватар комментатора Игорь Колпаков Автор: Игорь Колпаков

Exele вещь универсальная и помогает не только в подсчете домашних расходов.

Аватар комментатора Татьяна Автор: Татьяна

Хорошая статья, а главная нужная. Но мне .кажется,что она хороша для одинокого человека. А у меня муж,которому я не могу отказать не в чем -то вкусненьком, и бывают непредвиденные обстоятельства. Так что лично мне с моим безотказным характером очень сложно вести такую бухгалтерию. Слава богу,что обходимся своими деньгами,не занимаем..

Оставить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение